Выжигание по дереву

Процесс выжигания

Процесс выжигания

Дерево — доступный и дешевый материал, который издавна используют для скульптуры, резьбы, в изготовлении игрушек, музыкальных инструментов. Многие народные умельцы украшают деревянные изделия техникой выжигания. Больше всего этим занимаются на Гуцульщине (Ивано-Франковская и Закарпатская области Украины), где можно найти нужную породу дерева: ель, пихту, сосну, клен.

Инструменты для выжигания

Инструменты для выжигания

Выжигают обычно двумя способами: с помощью готовых штампов и выжигалки с тонким кончиком в виде карандаша. В первом случае надо изготовить из металла штампы различной формы, что довольно сложно для домашних условий. На рисунке изображены подобные штампы, используемые для выжигания в мелкосерийном производстве.

Для овладения навыками выжигания новичку рекомендуется начинать с малого. Лучше всего сначала выжечь небольшую деревянную плакетку. Дощечку или многослойную фанеру зачищаем наждачной бумагой с обеих сторон и по краям — сначала крупнозернистым наждаком, а затем мелкозернистым, пока поверхность не станет ровной и гладкой. Композицию переносим на доску с помощью копировальной бумаги. Изображения надо делать плоскостными, упрощая и обобщая естественные формы. Их следует выполнять небольшим количеством линий. Выжигалку надо включить в розетку, а когда ее кончик раскалится — начинаем работу. Контуры изображения проводят сплошной или пунктирной линией различной толщины и глубины. Некоторые линии можно провести дважды, чтобы сделать их темнее. Большие пространства лучше заштриховывать направленными в одну сторону штрихами или добиваться равномерно выжженного фона, равномерно прикасаясь к основе.

Гуцульские свирели (фуяры, фуярки)

Гуцульские свирели (фуяры, фуярки)

При обжиге образуется небольшой дымок, поэтому помещение нужно часто проветривать. Не следует слишком долго держать выжигалку под нагревом, потому что она быстро перегорит. Старайтесь после 3-5 минут работы делать небольшой перерыв, во время которого выжигалка остынет, а вы сможете продумать свои дальнейшие действия.

После окончания выжигания нужно художественно завершить работу. Для этого ее можно затонировать специальной морилкой. Иногда, особенно в народной технике, элементы выжженного изделия красят в разные цвета, а потом уже покрывают сверху лаком, как гуцульские фуяры на рисунке. Лак лучше выбирать матовый, он еще больше подчеркнет красоту работы. Хотя бывает, что по задумке художника выжженное изделие должно блестеть и поэтому нуждается в покрытии блестящим и быстросохнущим, лучше яхтовым, лаком.