Рисунок сухими материалами: ретушь, сангина, сепия и т.д.

Сангина, уголь, соусДругие сухие материалы для создания рисунков — итальянский карандаш, ретушь, негро, сангина, сепия, соус. Техника работы ими подобная технике работы карандашом и углем. Ретушь изготовляют в деревянной оправе, как обычные карандаши, а соус, сангина, негро — в виде палочек, обернутых в бумагу или тонкую металлическую пластинку.

Итальянский карандаш производят из порошка жженой кости и растительного клея. Он имеет красивый матовый черный цвет и, в отличие от обычного графитового карандаша, не дает блеска.

Карандаш ретушь — глубокого черного цвета, его линиям свойственна бархатная фактура. Основной недостаток — очень темные линии, которые трудно вытереть, когда они неправильные. Поэтому им рисуют без резинки.

Негро — карандаш дает жирный блестящий штрих характерного черно-коричневого оттенка. Рисовать им лучше на плотной бумаге.

Соус имеет вид толстых цилиндрических палочек. Его изготавливают из прессованной сажи с добавлением клея. Рисунок, выполненный сухим соусом, иногда растушевывают на бумаге с помощью клочка ткани или растушевки. Соус можно использовать и как краску (мокрый соус). Для этого его растворяют в воде и изображения выполняют кистью.

Сангина — палочки, имеющие цвет от красного до красно-коричневого или темнокрасно-коричневого. Сангина может быть натуральная (минеральная) или изготовлена искусственным путем из глинистых веществ, которые дополнительно окрашивают окислами железа. Как материал для рисунка сангину применяют еще с эпохи Возрождения (XV в.). Ею можно выполнять штриховые рисунки, она легко растушевывается.

Сепия имеет вид палочек коричневого цвета. ее изготавливают из выделений железы каракатиц; бывает и искусственная сепия. Работают ней, как и с сангиной, — штрихуют, растушевывают т.д.