Изготовление элемента резьбы «Веревочка»

Накладная резьба потому и называется накладной, что каждый элемент в ней выполняется отдельно, а потом все собирается на одной базовой (или фоновой) поверхности, причем готовое изделие имеет внешний вид примерно тот же, что и в рельефной резьбе, только материала в стружку уходит гораздо меньше, да и фон выглядит поровнее. Опять же на обработке фона экономится время. В общем, не будем перечислять все достоинства накладной резьбы, отметим лишь, что простыми элементами, выполненными в этой технике, можно с успехом декорировать различные предметы домашнего интерьера, причем много времени это не займет.
 На заглавном рисунке, к примеру, изображен элемент накладной резьбы «Леший» известного английского резчика Криса Пайя (Chris Pye).

Мы же для начала предлагаем вам вырезать элемент «веревочка», который выполняется только ножом. При всей простоте изготовления смотрится он неплохо и вполне подходит для украшения, например, зеркала или окантовки («обналички») дверных проемов. Есть, конечно у этого элемента недостаток – необходимость многократного повторения одного и того же фрагмента, но бывает и хуже. Вспомните тех, кто занимается геометрической резьбой, – вот кому по-настоящему тяжело!

"Веревочка" - шаблон для резьбы 1:1

Рис.1 — «Веревочка» — шаблон для резьбы 1:1

На рис. 1 показан шаблон «веревочки». Естественно, «веревочку» можно удлинять, увеличивая число витков, можно сделать еще и ее зеркальное отражение, но, так сказать, в учебных целях подойдет и та, что нарисована. Переведите контур рисунка и осевую линию на плотный тонкий картон и аккуратно вырежьте, пометив на картонном шаблоне лицевую сторону и положение осевой линии на изнаночной стороне.

Профиль заготовки для "веревочки”

Рис.2 — Профиль заготовки для «веревочки”

В качестве заготовки используем липовую дощечку толщиной 12-13 мм, шириной 42-45 мм и длиной не менее 23 см. Такую дощечку можно выстрогать рубанком, например, из куска одинарной «вагонки». Проведите карандашом осевые линии с лицевой и изнаночной сторон дощечки (линии должны лежать и одной плоскости – плоскости симметрии дощечки). Лицевую сторону плавно скруглите (рис. 2), не срезая осевой линии. Эту операцию удобнее выполнить небольшим рубанком (рис. 3), которым можно работать одной рукой.

Маленький рубанок для работы одной рукой

Рис.3 — Маленький рубанок для работы одной рукой

Как правило, все элементы накладной резьбы размечаются с изнаночной стороны заготовки. Естественно, что при этом шаблон накладывается на доску лицевой стороной вниз. Наложите шаблон, совместив осевые линии шаблона и заготовки, и обведите его. Теперь нужно ножом вырезать заготовку по контуру. При работе старайтесь держать нож так, чтобы его лезвие было перпендикулярно изнаночной поверхности заготовки. Строгать придется от себя и на себя (по волокну древесины), при этом обратите внимание на следующее (рис. 4 и 5):

  • Обработка контура (строгание на себя)

    Рис.4 — Обработка контура (строгание на себя)

    левая рука, которой держим заготовку, имеет надежный контакт с поверхностью стола. Заготовка также касается стола частью, противоположной той, которую в данный момент обрабатываем;

  • правая рука опирается предплечьем о край стола, при движении ножа перемещается только кисть;
  • движение реза при строгании от себя (снятие стружки) осуществляется за счет нажатия большого пальца левой руки на обушок ножа, правая рука при этом только держит нож, обеспечивая угол резания;
  • при строгании на себя снятие стружки осуществляется за счет сгибания правой руки в кисти, при этом движение ножа постоянно контролируется большим пальцем левой руки, который упирается в правый большой палец.
  • Обработка контура (строгание от себя)

    Рис.5 — Обработка контура (строгание от себя)

    не старайтесь сразу срезать весь объём лишнего материала – рискуете получить скол. Формируйте контур витка за два три прохода строгания на себя – от себя;

  • при обработке снимайте стружку до линии разметки, не срезая саму линию;
  • при обработке контура шарика, по мере все большего поворота лезвия к торцевому срезу (перпендикулярному направлению волокон древесины), для облегчения работы слегка подавайте нож вперед параллельно режущей кромке. Это движение похоже на движение пилы, но также должно быть коротким – только за счет кисти!
Разметка границ витков

Рис.6 — Разметка границ витков

После обработки заготовки по контуру разметьте ее с лицевой стороны. Отрежьте узкую ровную полоску картона, и, используя ее как гибкую линейку, соедините карандашом вырезы, разделяющие будущие витки веревочки (рис. 6). Затем, ориентируясь на те же рисунок и шаблон, прорисуйте границы витков. Кончиком ножа прорежьте границы витков, заглубляясь примерно на 2,5-3,0 мм. При этом также правая рука только держит и направляет нож, а большой палец левой руки нажимает на обушок (рис. 7).

Прорезание границ витков: плоскость резания перпендикулярна поверхности

Рис. 7 — Прорезание границ витков: плоскость резания перпендикулярна поверхности

Заготовка надежно прижата к поверхности стола (в идеале покрытого линолеумом) основанием (ребром) левой ладони, при этом весьма желательно, чтобы противоположный край заготовки был в упоре. В общем случае упор представляет собой дощечку с треугольным или округлым вырезом (рис. 8), которая крепится к поверхности рабочего стола струбциной или просто гвоздями. Чтобы избежать срыва ножа на выходе реза, не прорезайте виток до конца, лучше разверните заготовку на 180 градусов и пройдите ножом, начиная от противоположного края.

Упор для работы стамесками и рубанками

Рис. 8 — Упор для работы стамесками и рубанками

Поверхность витка формируется следующим образом: та часть, которая при виде сверху выглядит вогнутой (левая верхняя и правая нижняя, см. рис. 1), примерно от срединной линии витка к границе срезается плоско, а та, что выглядит в плане выпуклой, должна быть выпуклой (закругленной) и в сечении. Целесообразно сначала выполнить все плоские срезы (рис. 9).

Формирование плоских поверхностей витков

Рис. 9 — Формирование плоских поверхностей витков

Заготовку на весу не держим, контакт левой руки и края заготовки со столом обязателен! При необходимости углубляем прорез, ограничивающий виток. Это можно сделать не кончиком ножа, а лезвием, подавая нож слегка вперед. Не срезайте виток до нулевой толщины у края заготовки, оставьте примерно 1,5 мм (см. рис. 12 ).

Скругление выпуклых участков витка лучше начинать от краев, постепенно продвигаясь к осевой линии (рис. 10).

Следующий этап – формирование законцовки «веревочки». Начнем с того, что прорежем на небольшую глубину кончиком ножа контур шарика (на рис. 6 показан сплошной линией). Движения при этом такие же, что и при прорезании границ витков, только наклон лезвия по отношению к столу должен быть круче, то есть рукоятка ножа должна быть поднята выше. Далее, ориентируясь на штриховую линию и не забывая о 1,5 мм снизу, снимем широкую фаску с участка веревочки непосредственно перед шариком (рис. 11).

Теперь выполним выемку вокруг контура шарика – сначала также на небольшую глубину. Считая, что направление волокон древесины параллельно осевой линии, можно условно разбить выемку на две части (граница частей обозначена на рис. 12 стрелкой). Чтобы выполнить условие строгания «по шерсти» древесины, а иначе просто не получится, придется резать выемку в два приема (рис. 12 и 13). После первоначальной выборки древесины углубите контур шарика и затем, соответственно, выемку вокруг него. Ваша конечная цель – получить плавную поверхность выемки вокруг шарика, переходящую в широкую фаску. Обратите особое внимание на район стыковки частей выемки. Толщина стружки при подходе к этой условной границе с любой стороны должна быть минимальной (чем острее нож, тем лучше результат). Заканчиваем работу скруглением шарика и тыльной части законцовки (рис. 14—16).

Скругление выпуклых поверхностей витков

Рис.10 — Скругление выпуклых поверхностей витков

Выполнение широкой фаски в районе шарика

Рис.11 — Выполнение широкой фаски в районе шарика

Прорезание контура выемки вокруг шарики: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа от себя

Рис. 12 — Прорезание контура выемки вокруг шарики: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа от себя

Иногда удобно создавать усилие реза не большим, а указательным пальцем левой руки

Рис. 13 — Иногда удобно создавать усилие реза не большим, а указательным пальцем левой руки

Прорезание контура выемки вокруг шарика: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа на себя

Рис.14 — Прорезание контура выемки вокруг шарика: плоскость лезвия наклонена от шарика, движение ножа на себя

Обработка поверхностей в районе торцевого среза (с двух сторон - по волокнам древесины)

Рис.15 — Обработка поверхностей в районе торцевого среза (с двух сторон — по волокнам древесины)

Один из вариантов положения рук при обработке ''неудобных" мест

Рис. 16 — Один из вариантов положения рук при обработке »неудобных» мест

Вырезанная "веревочка"

Рис. 17 — Вырезанная «веревочка»

Теперь наша «верёвочка» готова к отделке (рис. 17). Выглядит она пока еще не очень симпатично, но в этом еще одна особенность резьбы по дереву: порой вплоть до полной готовности изделия мастер может представить себе его внешний вид лишь приблизительно.

Отшлифованная “веревочка”

Рис. 18 — Отшлифованная “веревочка”

Шкуркой № 8 или № 10 произведите ее шлифовку, начиная с выравнивания внешнего контура изделия. Вряд ли вы потратите на шлифовку более 40 мин, но смотреться поделка будет гораздо приятнее (рис. 18). Потом, в период освоения приемов тонирования, вы сможете на ней потренироваться.